Подростковый возраст: задачи, риски развития и воспитания.
Подростковый возраст не случайно называют «трудным» – вчера еще такие послушные и дисциплинированные, сегодня мальчики и девочки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми. Это наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. К психоактивным веществам относятся табак (никотин), наркотики, алкоголь, кофеин и другие – это яды, интоксиканты, вредные и опасные в любых дозах, в любом возрасте, но особенно разрушительны эти вещества в период формирования организма – в детском, подростковом возрасте.
В период взросления дети очень любознательны, активно «познают мир», в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости. Из-за этих особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Лучшая методика недопущения приобщения детей к алкоголю, наркотикам и табакокурению - профилактика.
Поэтому встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях.
Говорят «предупрежден, значит, вооружен». На сегодняшний день проблема профилактики употребления наркотиков является одной из наиболее актуальных среди других проблем здоровья подрастающего поколения. Поэтому воспитательный процесс в школе - лицей не мыслим без профилактической работы.
Такие проведенные занятия, как «Мой выбор – здоровье» (5 классы), «Основы здорового образа жизни» (6 классы), «Хочу меняться – стать лучше!» (7-8 классы), «Профилактика употребления психоактивных веществ» (9-11 классы), проведенные в онлайн – режиме были направлены на осознание ребятами ответственного отношения к своему поведению, здоровью, постановки целей, навыков эффективной учебы и положительного взаимодействия со сверстниками, создание барьера началу употребления любых психоактивных веществ.
Так же профилактика включает в себя, в том числе, создание позитивной, безопасной и поддерживающей атмосферы, вовлечение в сотрудничество учащихся, родителей, педагогов, придание большого значения школьной среде как среде без психоактивных веществ, создание поддерживающей и безопасной атмосферы в школе. Когда учащийся чувствует свою сопричастность к коллективу в школе и дома, то риск, что он будет употреблять психоактивные вещества, значительно уменьшается.
- Как уберечь детей от употребления психоактивных веществ? Что можно посоветовать родителям?
- Отношение детей к употреблению психоактивных веществ в большей степени зависит от взаимоотношений с родителями. В конечном счете, принимаемое подростками решение в отношении наркотиков, алкоголя, табака напрямую связано с характером повседневных детско-родительских взаимоотношений и во многом определяется степенью уважения к родителям. Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их решении, - советует психолог КГУ «Школа-лицей отдела образования акимата города Лисаковска» Управления образования акимата Костанайской области Ирина Опанасенко. – Главное, по мере взросления детей не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы и, конечно, внимательно относиться к любому возникающему у них вопросу. Важно выработать у ребенка собственное отрицательное отношение к курению, к употреблению алкоголя, пива, наркотиков. Научите ребенка ответственности. Учитывая важность для подростка общения со сверстниками, можно реально оценить трудности противостояния такому давлению. Он должен уметь отстаивать свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить или покурить. Помогите ребенку в организации интересного досуга (спорт, музыка, творчество). Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей Ваших детей. Поддерживайте, и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.). Это укрепит Ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения. Будьте готовы поддержать своего ребенка в любой трудной жизненной ситуации. Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время – обратитесь к специалисту наркологу. Не следует бояться слова «нарколог», т. к. в данной ситуации помочь вам сможет только профессионал. Вместе вы сможете обдумать, как убедить ребенка прийти на прием.
Дома родители могут опасаться обсуждать тему психоактивных веществ, однако именно они, как правило, являются теми людьми, которым дети доверяют больше всего, и именно от них дети предпочитают получать информацию по вопросам, касающимся здоровья. Первые признаки приема ребенком наркотических веществ можно заметить уже через неделю. Однако многие родители считают, что отставание в учебе, прогулы, поздние возвращения домой и конфликты с окружающими – проявления переходного возраста, и не уделяют достаточного внимания надвигающейся беде. Нужно серьезно насторожиться, если у подростка наблюдаются регулярные перепады настроения, сопровождающиеся криками, либо уходом в изоляцию; резкая смена круга друзей и полное безразличие к семейным делам; по вечерам у школьника красные глаза, суженные или расширенные зрачки; нарушена координация движений при возвращении домой; резко начинает бледнеть кожа, и появляются синяки под глазами; ухудшается память и умственные способности, падает успеваемость.
Не стоит забывать о личном примере. Ведь дети еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому, важно знать, кому наши дети пытаются подражать, кого они копируют. Родители, очень много значат для ребенка. Он замечает все, что делают близкие ему люди. Как говорят, как поступают. Личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.
Семья-ребенок-школа. Сотрудничество школы и дома способствует развитию умений и знаний по этому вопросу у родителей и придает им смелости обсуждать его в семейном кругу. Кроме того, совместная работа придает обеим сторонам уверенность, что профилактика употребления психоактивных веществ не станет зоной ответственности лишь одной из них.
Социальный педагог
КГУ «Школа-лицей отдела
образования акимата города Лисаковска»
Управления образования акимата
Костанайской области Токпеиль Ерубаева |