ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ


Республиканский конкурс научных проектов состоит из нескольких этапов:

1 этап - школьный (январь - март);

1(а) этап - отборочный этап - городской (март - май):

Следующий учебный год!!!

2 этап - областной (декабрь)

3 этап - а) дистанционное профильное тестирование (декабрь);

            б) экспертиза проектов (январь - февраль);

4 этап - республиканский (февраль)

ВВЕРХ

СЕКЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ


На всех этапах республиканского конкурса научных проектов защита проектов проходит на следующих секциях:

Направление: Научно-технический прогресс - как ключевое звено экономического роста:

1) Наука о Земле и космосе;

2) Техника:

3) Физика;

Направление: Математическое моделирование экономических и социальных процессов:

1) Математика;

2) Прикладная математика;

3) Информатика;

4) Экономика;

Направление: Здоровая природная среда - основа реализации стратегии "Казахстан-2030":

1) биология;

2) Охрана окружающей среды и здоровья человека;

3) химия;

Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты:

1) История;

2) Краеведение;

3) Этнокультуроведение;

4) Литература: а) казахская;   б) русская;

5) Языкознание: а) казахский язык;   б) русский язык;   в) иностранные языки; (английский, немецкий, французский)

СЕКЦИЙ С ДРУГИМИ НАЗВАНИЯМИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

ВВЕРХ

ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ?


Исследовательский проект выполняется учащимся по материалам, собранным им лично за некий промежуток времени. Этот промежуток времени нельзя установить. Работа над исследованием может быть один год, а может быть и более.

Исследовательский проект учащихся должен содержать совокупность и научных положений, выдвигаемых автором для защиты. Выполняемая работа должна свидетельствовать о способности автора вести научный список (самостоятельно или с научным руководителем, консультантом). Учащийся должен использовать теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приёмы их решения.

Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.

Исследовательский проект не должен быть реферативной работой!

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана  с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

ВВЕРХ

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Любое исследование включает в себя несколько этапов.

1 Этап. Предположить над какой темой будет работать учащийся, ознакомиться с отечественными и зарубежными литературными источниками, соответствующим предполагаемой теме.

2 Этап. В соответствии с выбранной темой, подобрать соответствующие литературные источники (книги. брошюры, статьи), официальные документы, ведомственные материалы по теме и обработать их.

Можно сформировать картотеку литературных источников по теме исследования: на каждый литературный источник заполнить отдельную карточку. Карточки желательно сгруппировать по вопросам, которые рассматриваются в исследовательской работе.

3 Этап. Уточнить проблему (тему) и составить содержание исследовательской работы. При составлении содержания работы, прежде всего, необходимо сделать обоснование темы, определить её актуальность, новизну, поставить цель, разработать задачи и т.п.

Цель исследования - это то, что в самом общем виде нужно достичь в конечном результате исследования. Формулировка цели обычно начинается словами: "разработать методику (модель, критерии, требования, основы и т.д.)", "обосновать...", "обнаружить...", "раскрыть особенности...", "выявить возможности использования..." и т.д.

4 Этап. Сформировать гипотезу, научное предвидение, предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо явлений, процессов, причин, которые обусловили настоящие следствие. Гипотеза позволяет конкретизировать предмет исследования. Она рождается как в результате логических рассуждений, то есть с опорой на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), так и в итоге интуитивного мышления. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения типа "Если ..., то ..., так как ...".

5 Этап.  Определить задачи, которые нужно решать в процессе работы. Чаще всего они звучат так: 1) изучить...; 2) выявить...; 3) разработать... и т.д. Желательно, чтобы ответом на поставленные задачи было содержание соответствующих разделов работы.

6 Этап. Определить методы исследования.

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.

Очень часто в проектах по гуманитарным дисциплинам и дисциплинам биологической направленности используют анкетирование, интервьюирование, тестирование.

Эмпирические методы. Предмет эмпирического познания - практика и результаты её деятельности.

В школьных исследовательских работах применяются преимущественно методы наблюдения в его различных формах, анализ и обобщение собственного практического опыта и опыта других исследователей, проводится научный эксперимент, различные специальные исследовательские методы, а также методы математической статистики, моделирования и т.п.

Наблюдение - это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.

Эксперимент - это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т.д. В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой.

Гипотетический метод основан на разработке гипотезы, научного предположения, содержащего элементы оригинальности. Гипотезв должна полнее и лучше объяснять явления и процессы, подтверждаться экспериментально и соответствовать общим законам диагностики и естествознания. Этот метод является основным, наиболее распространённым в прикладных науках.

Аксиоматический метод основан на очевидных положениях, принимаемых без доказательств. По этому методу теория разрабатывается на основе дедуктивного принципа. Более широкое применение он получил в математике, прикладной математике и т.д.

Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия. Данный метод исследования используется преимущественно в общественных. главным образом, в исторических науках.

Математические методы и статистические приёмы используются для обработки полученных с помощью эксперимента, опроса и других методов данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надёжность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

7 Этап. Систематизировать накопленный материал в соответствии с планом работы, провести анализ научных трудов, практического опыта, обобщение и т.д.

8 Этап. На этом этапе собранные при экспериментальном исследовании материалы необходимо обработать статистически. Сводки результатов исследования не следует путать с подведением итогов, то есть суммированием данных, накопленных в ходе исследования. После исследования результатов исследования может выясниться, что полученные наблюдения и эксперименты должны проводиться в тех же условиях, что и основные. Сводные результаты исследования подлежат изучению и анализу. Главная задача анализа полученных данных заключается в их сравнении со сформулированной гипотезой и уточнением её.

9 Этап. Составить расширенный план исследовательской работы, в соответствии с содержанием наработанного материала.

10 Этап. Оформить результаты исследования. Проекты должны быть выполнены и оформлены в соответствии с Международными стандартами, принятыми Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации. 

11 Этап. По проделанной работе сделать выводы.

Внедрение результатов исследования в практику - это начало применения результатов исследования в реальных практических условиях в образовании, на производстве и т.д.

ВВЕРХ

ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА


Каждая научная проблема состоит из ряда тем. Тема - это научное задание, которое охватывает определённую отрасль научного исследования. Она базируется на многочисленных научных вопросах. Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, которые принадлежат к конкретной отрасли научного исследования. Исследования по отдельным темам могут быть индивидуальными или проводиться группой учащихся в течение одного или нескольких лет.

Важным требованием к выбору темы исследования является её перспективность или стабильность: исследователь должен понимать тенденции развития явлений и процессов, которые он собирается исследовать. Требования перспективности определяют параметры для выбора объекта исследования, подбора соответствующих методов исследования, а также характеристики условий, для которых будет осуществляться внедрение результатов исследовательской работы.

Необходимо изучить темы прошлых лет, предстваленные на защиту на городском и областном этапах. В отделах образования акиматов имеются программы проведения конкурсов, в которых указаны темы. Некоторые темы встречаются каждый год и не носят новизны и актуальности. Название темы не может состоять из одного слова, так как не понятно, что хочет показать автор в своём исследовании.

Перспективными темами для исследования служат разработка альтернативных источников энергии.

Перечень приоритетных направлений.

В области физико-математических наук:

1. Теоретические проблемы математики, информатики и управления.

2. Теоретические проблемы механики и машиноведения.

3. Физика космических тел и их системы: взаимодействие и эволюция.

4. Физика кондинсированных, газообразных сред и проблемы материаловедения.

5. Проблемв дистанционного зондирования и космических технологий.

В области химико-технологических наук:

1. Создание экологически чистых каталитических и электрохимических процессов переработки ресурсов и новых возобновляемых источников энергии.

2. Комплексная переработка углеводородного и минерального сырья Казахстана. Новые материалы и вещества с заданными свойствами. Новые химико-аналитические системы.

3. Создание новых мономеров, полимеров и высокоэффективных биологически активных веществ синтетического и природного происхождения.

3. Научные основы повышения энергоэффективности и улучшения экологических характеристик производства электроэнергии и тепла. Процессы горения как основа теплопроизводства и получения новых материалов и веществ.

 В области биологических наук:

1. Проблемы сохранения и сбалансированного использования биологического разнообразия и почвенных ресурсов.

2. Физико-генетические основы резистентности, продуктивности и использования организмов.

3. Проблемы здоровья человека: новые методы профилактики; диагностики и лечения наиболее тяжёлых заболеваний и последствий ядерных испытаний; разработка научных основ рационального питания уязвимых групп населения.

В области наук о Земле:

1. Научные проблемы геологии, комплексного освоения и переработки минеральных ресурсов.

2. Водные ресурсы, научные проблемы гидрогеологии и географии

3. Сейсмичность и сейсмобезопасность Казахстана.

В области общественных и гуманитарных наук:

1. Возрождение национальных культур и духовности в новой парадигме гуманистических ценностей 21 века. Теория, методология и социология реформирования образования. Становление творческой личности.

2. Исторический опыт государственного, политического и социокультурного развития Казахстана в контексте цивилизованного процесса и современность. Социально-прогнозирующая роль исторической науки.

3. Становление гражданского общества и построение правового государства в суверенном Казахстане: теоретические, научно-методические и прикладные аспекты.

4. Теория и практика формирования рыночных отношений и казахстанская модель экономического и научно-технологического роста: экономические, правовые, социальные и экологические проблемы.

5. Эволюция открытых систем (междисциплинарное).

ВВЕРХ

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т.д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада. презентации, стенда (баннера) и т.п.).  К оформлению научного проекта выдвигается ряд требований.

В проекте должны быть:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Абстракт (на трёх языках)

4. Введение

5. Исследовательская часть

6. Заключение

7. Список использованных источников

7. Аннотация (на трёх языках)

9. Отзыв научного руководителя (не подписывается)

10. Отзыв научного консультанта (если имеется)

11. Отзыв рецензента

12. Приложения (если имеются)

13. Журнал исследований (если имеется)

Требования к печатному оформлению:

1. Проект должен быть отпечатан на компьютере

2. Текст располагается на одной странице белой бумаги формата А4 (книжная ориентация). Рамки не нужны

3. Интервал одинарный

4. Размер шрифта не менее 12 (предпочтительнее - 14-ый) 

5. Поля: правое - 10 мм, левое - 30 мм, верхнее и нижнее - 20 мм.

6. Страницы нумеруются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц проекта, но номер на нём не ставится.

ВВЕРХ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

На титульном листе указываются:

1. Полное название организации, где выполнена работа; город (район); школа

2. Фамилия автора (-ов), класс

3. Название проекта

4. Направление, на которое представлена работа.

5. Секция

6. Фамилия, имя, отчество руководителя

7. Должности, учёные степени, учёные звания, фамилии и инициалы научного руководителя и научного консультанта проекта

8. Город, где проводится соревнование (т.к. областной этап проходит в горде Костанае, то необходимо написать "г. Костанай"), год

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ НЕ СОДЕРЖИТ ФОТОГРАФИЙ И РИСУНКОВ!

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА (скачать)

ВВЕРХ

ОГЛАВЛЕНИЕ (образец)

Введение 5
1. Теоретическая часть 6
1.1 7
1.2 8
2. Практическая часть 10
2.1 11
2.2 16
2.3 20
Заключение 24
Список использованных источников 25

ВВЕРХ

АБСТРАКТ

Объём - не более 250 слов (на казахском, русском и английском языках)

В абстракте должны быть:

1. Цель исследования

2. Гипотеза

3. Этапы, процедура исследования

4. Методика эксперимента

5. Новизна исследования и степень самостоятельности

6. Результаты работы и выводы

7. Области практического использования результатов

АБСТРАКТ (образец)

Цель исследования заключается в ...

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что...

Процедура исследования состояла из следующих этапов ...

В качестве методов исследования применялись ...

Новизна исследования заключается в ...

Но основании полученных данных (результатов) авторы пришли к следующим выводам ...

Область практического использования результатов данной работы - это...

ВВЕРХ

ВВЕДЕНИЕ

Требования к содержанию введения:

1. Объём не более 2-х страниц

2. Вторая страница заполняется не менее чем на 3/4 (либо только одна заполненная до конца страница)

3. Актуальность выбранной темы исследований, исторический ракурс

4. Цель, задачи данной работы

5. Объект и предмет исследования

6. Кратко указать методы решения поставленной задачи

7. Новизна исследования

8. Теоретическая и практическая значимость исследования

9. На какой стадии выполнения находится работа сейчас