19:08
Круглый стол. «Первый раз в пятый класс».

30.09 2015

Цель: Создание условий для успешной адаптации детей к школе, выработка единых обоснованных последовательных требований; установление норм взаимодействия детей с преподавателями и со сверстниками. Адаптация учебных программ, нагрузки, индивидуальный подход к учащимся 5-х классов.

Форма: Круглый стол.

План работы:

  • Выступление педагога - психолога «Возрастные и психологические особенности пятиклассников» (психолог Литвинова Е.А.)
  • Выступление учителей нач. классов «Преемственность между начальной и средней школой» (краткая характеристика класса).
  • Выступление классных руководителей 5 классов. «Первые трудности в общении и методы их преодоления»
  • Выступление заместителя директора по УВР Прахнау Ю.В.
  • Выработка единых требований и рекомендаций (психолог Опанасенко И.А.)
  • Вступление (психолог Литвинова Е.А.)

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.

Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

  • возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;
  • возросший объем работ, как на уроке, так и дома;
  • новые требования к урокам и новые учителя;
  • необходимость много работать самостоятельно и т.д.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.

Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей.

Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на «оценку» все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни.

Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т. д. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации.

  • Возрастные и психологические особенности пятиклассников.

 Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретение чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Внешне это проявляется по-разному, иногда через отчуждение – стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности. Учебная деятельность постепенно перестает быть ведущей и на первое место выдвигаются взаимоотношения и общение со сверстниками. Оценки играют важную роль, они дают возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. В противоположном случае происходит дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

  • Почему при переходе из начальной школы в основную дети могут испытывать трудности?

Для этого есть несколько серьёзных оснований:

  1. Разные учителя, разные кабинеты;
  2. Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создают ещё большую неопределённость для ребёнка.
  3. Учителя не могут перестроить стиль ведения урока.

Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой — тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики — карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по другим предметам — все записывать в конце обычной рабочей тетради. По литературе ценят высказанные собственные мысли. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать, и не запутаться, где что надо делать.

  • Чем можно помочь?

    Во-первых, увидеть плюсы этих "рассогласованностей". Эти "мелочи", которые, по началу,  так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности — а значит, учится взрослой жизни, где "многотребовательность" — норма вещей.

    Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований и правил можно путем составления расписания с указанием особенностей выполнений заданий.

      В  заключение хотелось бы  отметить следующее. Школьная продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т.д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь понять ребенку его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования.

  • Выступление учителей нач. классов «Преемственность между начальной и средней школой» (краткая характеристика класса).
  • Выступление классных руководителей 5 классов. «Первые трудности в общении и методы их преодоления»
  • Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года (заместитель   директора по УВР Прахнау Ю.В).

В период адаптации особое внимание нужно уделить формированию правильно­го отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкреп­ляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям дол­жна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить воз­можные трудности, обучить конструктивным способам пове­дения в них.

Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

Меры, способствующие организации работы в классе:

  • Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родите­лей с программой и требованиями по предмету.
  • Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к каждому  уроку: наличие учебных пособий, тетрадей, дневника и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
  • Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
  •  Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.

• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.

• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.

• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.

• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.

• Создавать обстановку успеха.

• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.

• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.

• Налаживать эмоциональный контакт с классом.

Единые педагогические требования к пятиклассникам

(Учителям предлагается перечень вопросов, на которые необходимо дать коллективный ответ (такой ответ, с которым все были бы согласны и были бы готовы придерживаться данного правила).)

Нужны ли в тетрадях поля? С какой стороны? Сколько клеток?

Что такое "хороший ответ" у доски?

Что такое "хороший ответ" с места? Нужно ли при этом вставать?

Сколько клеток (линеек) нужно отступать от предыдущей работы?

Можно ли писать цветными ручками?

Какие рекомендации можно дать ученику, который хочет поддерживать тетрадь в хорошем состоянии?

Как организуется помощь ученику, который пропустил часть материала по болезни?

Снижают ли учителя, не ведущие русский язык и литературу, оценки за грамматические ошибки?

Можно ли на уроке обратиться к соседу с рабочим вопросом, за запасной ручкой?

В каких случаях во время урока можно встать из-за парты?

(Готовые результаты еще раз зачитываются для того, чтобы убедиться, что с ними согласны все.)  Соблюдение этих правил является обязательным для всех учителей, работающих в данной параллели.

Можно согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а)         обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются;
  • хоровые ответы не принемаются.

б)         организация учебного процесса:

  • наличие необходимых учебных пособий, рабочих тетрадей, дневников;
  • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «тема урока» и «Домашняя работа» и т.п.);

в)         отношения между детьми; между учителем и ребенком:

  • проявлять уважение друг к другу;
  • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для записи домашнего задания и (или) выстав­ления   оценок?   Обязательно   надо   рассказать   детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный руководитель или учитель-пред­метник.

  • Выработка единых требований и рекомендаций (психолог Опансенко И.А.)

Задача взрослых поддержать учащихся в период адаптации.

Для этого необходимо:

1.Учитывать возрастные особенности пятиклассников.

2.Вырабатывать у учащихся навыков сознательной дисциплины.

  1. Учителям-предметникам на уроках создавать ситуацию успеха, обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5 классе   эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
  2. Учителям-предметникам работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом и учителем начальной школы.
  3. Вырабатывать  единые требования.
  4. Использовать  в практике ведения урока здоровьесберегающие технологии, для сохранения психологического комфорта ребенка.

 Пожелание всем участникам успехов в работе и хороших, благодарных учеников!

Категория: Учебно-воспитательный процесс | Просмотров: 3057 | Добавил: yulia_lis | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar