22:29
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

«Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества»

Прахнау Ю.В.-зам. директора по УВР

Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является продуманная самостоятельная учебная работа. Именно в процессе личной самостоятельной учебной деятельности ученик приобретает прочные знания. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. В этом году с дистанционным форматом обучения доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличилась. Увеличение применения самостоятельной работы идет с процессом естественного развития учащихся. Известно, что для учеников начальных классов характерны повышенная восприимчивость, готовность усвоить всё, чему их учат.

Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени (в средних классах – не менее 50%, а в старших классах – не менее 70%). В действительности же на самостоятельную работу на данный момент отводится немного больше времени в старшем и среднем уровне.

Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель.

Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы. В условиях началь­ного обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и конт­ролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления. Однако в младшем школьном возрасте инициативность и самостоятельность мышления возможна тогда, когда дети умеют правильно строить последовательность операций мышления на основе указаний учителя или учебника.

При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:

1. Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.
2. Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.
3. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.
4. Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.
5. Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.
6. Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.
7. Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.

Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию. В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.

Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Наблюдения за организацией самостоятельной работы показывают, как будто все есть: и опыты проводятся, и задачи решаются, и учебник на уроках используется, и видео, и презентации, наглядные планы учебных заданий, но результаты не радужные. Конечно, приходится считаться с таким фактом, как неспособность многих учеников работать самостоятельно, стремление их получить все в готовом виде без труда и усилий. Но нельзя оправдывать и пассивность учителей, смирение со сложившимся положением дел.

Наиболее часто встречающиеся недостатки в организации уроков:

  • Нет системы, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме.
  • Уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход.
  • Самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.
  • Отсутствие четких инструкций перед самостоятельной работой.
  • Сообщения, готовятся детьми не самостоятельно, а с подачи готового материала учителем, порой непосредственно перед уроком.
  • Непродуманное домашние задания и учебные задания.

Итак: самостоятельная работа – это средство обучения, которое формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему.

Обучение надо строить так, чтобы ребёнку хотелось работать успешнее, вносить что-то новоё, своё. Надо, чтобы ученик стремился работать без навязчивого руководства, вызывать у него собственные мысли, помогать принимать собственные решения. Действенное средство активизации учения школьников – самостоятельная работа на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности. Но развивать самостоятельность на любом материале нельзя. Также нельзя этого сделать, если ребёнок не овладел приёмами и методами самостоятельной умственной деятельности. Самостоятельную работу учащихся организует учитель, где ребёнок должен сам выбрать способ действий, выявить главное и существенное и проявить большую степень активности, чтобы добиться намеченной цели, применить имеющийся у него запас знаний и навыков и выбрать приёмы выполнения этих заданий.

Каковы же задачи применения самостоятельных работ на уроке?
Широкое применение самостоятельных работ на уроках позволяет успешно решить следующие задачи:

  1. Развить у учащихся познавательные способности (наблюдательность, пытливость), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний.
  2. Научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру умственного и физического труда.
  3.  Повысить сознательность и прочность усвоения знаний школьниками.
  4.  Выработать у них умения и навыки, в том числе умения самостоятельно приобретать новые знания из различных источников.
  5.  Научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями, Развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Поиски путей самостоятельной деятельности учащихся – задача, которую признаны решить педагоги, психологи, методисты и учителя.

Самостоятельная работа без наличия в ней четко сформулирован­ной задачи остается нейтральной по отношению к характеру позна­вательной
деятельности учащихся. Формируемая в каждом виде самостоятельней работы задача позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность, то есть вызывает у них определённую умственную активность, которая регулируется осознаваемой ими целью. Следовательно, самостоятельную работу определили, как условие организации и выполнения учащимися определённой деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Самостоятельная работа как способ усвоения учебного материала характерна для всех видов и форм учебной деятельности.

В самостоятельных работах учащиеся сами отыскивают способы решения практических заданий.

Важность самостоятельной работы школьников, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест9особеннов период дистанционного обучения).  Именно такой вид учебной деятельности составляет сегодня существенное условие развития познавательной активности и самостоятельности детей и подростков в обучении.

Предложения: учителям-предметникам  четко прорабатывать планы уроков (учебные задания), формируя в каждом виде самостоятельней работы задачи позволяющие учащимся включатся в управляемую познавательную деятельность, то есть при выполнении учебных заданий  вызывать  у них определённую умственную активность, которая регулируется осознаваемой ими целью. 

Категория: Учебно-воспитательный процесс | Просмотров: 446 | Добавил: yulia_lis | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar